maitai_1_again: (50 геллеров)
[personal profile] maitai_1_again
Никольский храм – один из старейших в городе, столько всякого повидал.

1.



(Картинка с храмового сайта.)

О. настоятель, бессменный вот уж полтыщи лет, грамотно его наряжает обстраивает: здания, принадлежащие храму, не выбиваются из группы.

3.


Никольский храм единственный никогда не закрывался; вот сохранившийся архивный снимок 1948 года:

4.


Лет почти двадцать тому его расписали заново, поверх артельных масляных росписей советского времени. По тем временам это была найпервейшая работа, участвовала в ней
м. Алипия. На сайте «Собора» можно увидеть и другие её работы, вполне показательные.

5.


А потом случился потоп, стены потекли. Кроме того, сказалась и нищенская технология: писали тем буквально, что было под рукой.

6.


7.


Это всё из холодного притвора, вот в нишах сохранены преждебывшие масляные картинки про царя Петра и святителя Митрофана. Эпизоды происходили по-настоящему в этих местах.

8.


Тоже притвор, с потерявшими колер орнаментами, масляным свт. Николаем и негативными пробелами, которые _видеть не могу_. У них, знаете, тоже есть богословскоэ обоснованиэ.

9.


В притворе я снимала больше всего, п.ч. внутри храма уже стоят высоченные леса, закрывающие почти всё и съедающие жидкий свет. А здесь видно, мнэээ, послушное отношение к единственно доступным тогда альбомам издательства «Аврора» и прелестное наивное незнание того факта , что верхние лессировки и пробельные места истираются, а при копировании надо б их добавлять.

10.


11.


Захожу в храм, стою лицом к притвору.

12.


Декорум с крупной позолотой будет храниться ещё очень долго, думаю; несколько икон очень приличного академического вида – тоже.

13.


14.


Есть академочки качеством пожиже; вот эта у них вправду чудотворная, только записали её поверху безбожно, да и трещиной никто не занимается :\

15.


И свт. Николай; счастье, что хоть не трогают и малярам не отдают. Вы б знали, сколько людей в городе позиционируют себя как _реставраторов_.

16.


Внезапная мода на горелые доски греческие кипарисы:

17.


И на нечиненую мозаику:

18.


Существует ещё устойчивая мода на гальваническое золочение старых окладов. Ну, макабр не макабр, а у меня ощущения малость противоестественные.

19.


20.


Свеженаписанные иконы - то, что висит по стенам; примерно одна рука:

21.


22.


23.



24.



25.


26.



Теперь из трапезной части иду в подкупольное пространство, стрелочка указывает на главный алтарь.

27.


Видите, на правой арочной ноге икона воронежского свт. Петра (Зверева)? После канонизации его у нас писали очень много.

28.


Там же, справа от алтаря, видна и крупная икона «Умягчение злых сердец», тоже весьмааааа популярная:

29.


Лик крупнее; освещение понимаете какое.

30.


Вот, теперь вид на иконостас:

31.


Хоть паруса немножко видно:

32.


33.



И наиболее освещённые фрагменты сохранившейся росписи:

34.


Цвета я вытягивала как могла; жёлтый перебрала чуть-чуть, сейчас он куда грязнее.

35.


36.


37.

Date: 2012-10-17 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] koroleni.livejournal.com
а у вас есть специальный документ, по которому пускаю в храмах фотографировать так подробно?

Date: 2012-10-17 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Тут помогает только личное приятельство )
Ситуация, вообще говоря, совершенно противоестественная; что делать - НЕ ЗНАЮ. Не вижу никакой проблемы в том, чтобы следить за потоками посетителей, желающих запечатлеть - даже в российских условиях.

Date: 2012-10-17 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] koroleni.livejournal.com
ну, не знаю. по-моему, это естественное раздражение, когда фоткают все время. особенно, если молится кто-нибудь, к примеру, а рядом - щелк-щелк.

Date: 2012-10-17 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Вы же не думаете всерьёз, что в храмах непрерывно служат )
Мы не единственные такие обладатели церковных сокровищ во всём христианском мире, и нигде это проблемой не назовёшь. Храмы открыты и для осмотра тоже, и немолящимся тоже - в _любом_ нормальном приходе интересующимся рады помочь. В Сибири вон я только рот и открывала - не успеешь попросить, а храмовые бабушки-тётеньки уже в ответ спрашивают, чем помочь. И ни разу, ни разу никто мне ничего не запретил - только во время всенощной в Знаменском монастыре - там, где Колчака расстреляли - неловко было снимать (



Date: 2012-10-17 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] koroleni.livejournal.com
наш христианский мир, похоже, очень особенный.

Date: 2012-10-17 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
В Мск тоже дела везде жосско обстоят, да? без оазисов?

Date: 2012-10-17 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] koroleni.livejournal.com
"наш" запоздало поставлю в кавычки.
я в церковь не хожу, и в бога не верую.

Date: 2012-10-17 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Да разве ж Ваш выбор должен влиять на оценку )
Есличё, меня это _не смущает_. Спрашивая, я предположила, что Вы, возможно, с фотоаппаратом ходили по храмам.

Date: 2012-10-17 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] koroleni.livejournal.com
с фотоаппаратом по улицам-то ходить затруднительно: из каждого второго здания выходит охранник и сообщает, что это частная собственность; а в храмы я и не пыталась даже.

Date: 2012-10-18 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Нин, берегите там нервы, а. Я надеюсь, с Вами ничего плохого не случалось и не случится.

Date: 2012-10-18 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] koroleni.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2012-10-17 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] prostoierei.livejournal.com
пришел, увидел, ...остальное - вечерее.

но Вы умница, что показываете.

... и победил )

Date: 2012-10-17 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Мне, напротив, неловко, что я так затянула: летом жарко и некогда было, а теперь между дождями добегалась )

Date: 2012-10-17 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] renardetraisin.livejournal.com
И от меня тоже СПАСИБО!!!
Это важная информация - так много уже сделано, что необходимо осмысливать:))
Стенопись среднестатистически приемлемая. Без грубых ляпов.
Главный "ляп" впереди - когда раскроют во всей красе белый с золотом иконостас на фоне крупно-пестрой росписи стен.
Художники то есть, а "мысли" - нет. О целом никто не думает...

Date: 2012-10-17 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Вам спасибо; а то сколько бы я ещё собиралась походить целенаправленно.
До нескольких храмов всё ещё не дойду: кое-где до настоятелей просто так не доберёшься, кое-где и смотреть совсем нечего.

А с разночинной начиночкой интерьера выйдет ирландское рагу, дааааа. Да где, впрочем, его нет.
Что касается до "мысли" - у нас _провинция_, понимаете? О том, что такое архитектоника, закономерности интерьерных росписей - никто тогдашним начинающим \ пытающимся иконописцам не рассказывал. Никто.
Да и сейчас не рассказывают, хехе :\

Date: 2012-10-17 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] prostoierei.livejournal.com
Если оценивать с т.з. соответствия экс- и ин- терьеров, то №№ 4 и 13 лучше всех. А отдельно взятые фото понравились 36 и 37.

Архитектура то натуральная, никакого силикона. Такое деревянное зодчество в камне.

Кстати переход с четверика на восьмерик через паруса, или можно их тромпами обозвать? (какие они бывают видел, да, но вот такие случаи парусами не опознаю, может это личное?)

Date: 2012-10-17 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
В сороковых годах Никольский был собором; блюли его, конечно, как могли. Вообще по сохранившимся снимкам можно обобщая сказать, что в Воронеже не так уж и худо всё обстояло при выборе храмовой начинки, какой-никакой а вкус был, и не всегда купецкий с кистями. И запроектирован он нормально, без заказчиковых выкрутас; и с перестройками ему прямо повезло - почти не трогали, не ломали. Славный храм, люблю его; а ещё там мой сынишка спортом занимается - т.е. рядом, в Никольской же школе )

Про паруса: ну да, они ж тут тромпы и есть. Это я с маху, привычно их так :\

Date: 2012-10-17 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] prostoierei.livejournal.com
Вы меня успокоили.

Date: 2012-10-17 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
В следующий раз буду переводить на языки, чтоб автоматически не пользоваться терминологией )

Date: 2012-10-17 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mmekourdukova.livejournal.com
Спасибо за репортаж, я думаю, Вы вообще единственный православный блоггер, кто делает это нужное дело!

Росписи - ага, самая заря антрепризы, альбомы "Авроры" в час, когда утро встаёт над Невой!

Иконы примерно одной руки - удивительно. Такая умная и живая Феодоровская, вполне приемлемое Умяхчение - и такое холодное, никакое Знамение. Не говорю уж о прочихъ, особенно Иоанну Предтече досталось.

Date: 2012-10-18 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Смущаюсь )
А нужда есть, ага - и преогромнейшая: как я понимаю, никакие _конференции_ ешё не наладили обмена информацией - хотя бы визуальной, чё где в стране пишут-красят. Я гляжу что где показывают - да хорошо, если три-четыре интерьерных фотографии на храм дают, а об иконах, снятых крупным планом, и речи нигде не заводится :\

Про иконы: там, знаете, трудятся несколько человек: двое с помощниками. Перепады заметны, ага; заметна и общая, такскть, концэпцыя. Но вот эта группка растёт в проф. отношении _очень_ быстро.

Date: 2012-10-18 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] mmekourdukova.livejournal.com
Каменный век, йолки.
От "богословия иконы" не продыхнуть.
Было это ЖЖ-сообщество, про иконостасы, ныне издохшее - так опять же никаких крупных планов никто там не снимал. И иконостасы-то чуть ли не все - не из России, по понятным причинам.

Нехай растут, там есть куда :-)).

Date: 2012-10-18 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Именно.
А причины не пойму никак :\ Георгий-то Панайотов показал стотыщ своих знакомых иконописцев на ФБ - так и там, на кого ни посмотри - сплошь греки, сербы и итальянцы.

Date: 2012-10-18 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mmekourdukova.livejournal.com
Потому что даже Гоше в России в храмах трудно фотографировать.

Кстати, в Питере я была в одном храме, где ему поручили переписать лики у СВЕЖЕНАПИСАННЫХ икон в иконостасе. Часть была ещё прежних, а часть - уже Гошиных, сравнение поучительно до обморока :-)).

Вот это бы сфотографировать!

Date: 2012-10-18 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
О ГОСПОДИ.
А ему-то отчего низзя.

Date: 2012-10-18 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mmekourdukova.livejournal.com
Ну, там, где он пишет, наверное, можно, надо к нему зайтить и кинуть ссылку на этот разговор.
А в других храмах ему можно так же, как Вам или мне - тока через личное знакомство и через труп свечницы и старушек-комсомолок.

Date: 2012-10-18 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Вот кстати да - поснимал бы. Наглядная агитация должна работать!
А комсомолки владеют секретом вечной жизни, точно знаю.

а вот и и Гоша! :)

Date: 2012-10-21 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] georgehp.livejournal.com
Фрески а-ля Дионисий весьма интересные! Приятно отметить, что в них нет нарочитой инфантильности и белесой прозрачности (почему-то чаще всего так в наше время принято передавать дионисиеву "мягкость" и "лиричность"). Серафим Саровский проницательный, благородный. Новописанные иконы очень приятные, на мой взгляд... особенно Феодоровская икона Богоматери, святая Варвара и образ Петра (Зверева)понравились.
Спасибо большое за репортаж!
Насчет фотографирования в храмах... везде по-разному. В какой-бы стране я не находился, сперва спрашиваю в свечной лавке буклет или книжку про храм. Если таковой имеется, то там, вероятнее всего, будут снимки фресок, интерьера, наиболее почитаемых икон... и, как правило, неплохого качества. А все, чего в купленной книжке нет - можно доснимать самостоятельно. Спрашиваю разрешения у свечницы "сделать пару кадров. без вспышки" - разрешают (ведь не просто так, а книжку только что купил :) Если книжки не оказывается, то лучше разговор о съемке заводить напрямую со священником. Дожидаюсь его, подхожу с просьбой благословить на "пару кадров". Иногда честно признаюсь: "Очень понравились фрески... храм красивый... а книжечки об этой красоте нет :( " Пока отказов не получал :) Более того, в Салониках один священник экскурсию провел! "Эту стенку - говорит - щелкните, и вот этого святого - он у нас очень почитаем... А этот образ нравится? (действительно великолепная икона была) Так вот! Мой сын писал! :) "
А вот те лики, что я переписывал:
http://слово-изографам.рф/viewtopic.php?f=22&t=644&st=0&sk=t&sd=a
Только из всех тех фотографий только св. Пантелеимон остался таким, как на фото. Спасителю брови и лоб "успокоил", волосы переписывал, Младенцу тоже прическу дорабатывал, святителю Николаю веки опустил... Те фотографии все в момент работы были сделаны. Кстати, глядя на них и увидел некоторые огрехи :) Часто бывает, что глядя на фотографию видишь промахи, которые "примелькались" вживую.

так и ура )

Date: 2012-10-21 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Спасибо Вам за добрые слова; только авторы теперь и сами сильно смущаются этой своей работы; скоро её запишут поверху. Люди они очень толковые, и даже не без образованья: главный надзиратель так и Спб академию заканчивал ) Понятно, что мыло-масло-грязь он и не делал, даже тогда.

А свт. Петра (Зверева) в городе и получше иконы есть - да только там снимать не дают :\ НО иконография его не сильно меняется, это да: всё в рамках мейнстрима, ничего сильно портретного; хотя мне это странно: после него осталось довольно нелагерных фотографий.

Здорово читать про Ваш опыт съёмки; со своей сторону могу сказать, что не припомню в лавках иллюстрированных изданиях о самом храме; думаю, что никогжа ( Последним ударом было для меня посещение Воскресенского храма в Хакодатэ: шла, ног под собой не чуя: ну, думаю, уж тут-то щяс как букет всего накуплю *___*
Угу. Куда там. У соседей их католиков и персвитериан цветные, дивно отпечатанные буклеты, то и сё; у наших - _распечатанный на принтере_ ЧЁРНО-БЕЛЫЙ листок с текстом столетней давности и рисунком иконостаса того же возраста.

За снимки с переделками отдельное СПАСИБО. Иду разглядывать.

July 2016

S M T W T F S
      12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 21st, 2017 02:10 pm
Powered by Dreamwidth Studios