maitai_1_again: (50 геллеров)
[personal profile] maitai_1_again
Случилось так: в последние месяцы в руки ко мне то и дело попадают иконы свт. Митрофана. Что там Косторма думает по его поводу, я помню - и всё равно полагаю своим )

Напомню, что специальность моя – реставрация.
Вот это ещё не трогала, надеюсь однажды немножко полечить и починить: икона хранится в хорошем каменном храме, с мягким микроклиматом, и её не моют абразивными средствами.
Монастырь, кстати, стоит в дивных местах, в меловых горах – Рик и Аня, это туда мы собираемся )

1.




Этот экземпляр менее интересный и куда более поздний, пастозное масло и _страшно_ толстый слой псевдоолифы. Интересно было чисто технически – защитный слой сильно сгриблен и порван.

2.


Не могу отыскать снимок сделанной работы; вот пусть висит рядом крупный фрагмент, где видна толщина, структура и рыхлость защитного слоя.

3.


Дальше - снимки, сделанные сходу, в практически полевых условиях; извините. Вещь крупная, вынести для съёмки ну хоть куда-нибудь никак не могла. С этими вездесущими - универсальными – крупнолистовыми рамами уже и не борюсь :\
Работа тоже была интересная с технической т. зр.: очень тонкий грунт без ткани, длинный жёсткий кракелюр и при всём том хорошо сохранившаяся живопись.

4.


Одна из промежуточных стадий: почтим всё укреплено и посажено на место, первые тонировки. Что мне удивительно – не вся _отличная_ масляная живопись вывезена и выкрадена.

5.


Ещё один интересный экземпляр – небольшая, на худо выбранной основе из сердцевины; живопись отслоилась вдоль волоконец тем паче что буферного слоя нет :\ Я точно где-то утеряла папку со снимками – не могу найти ни конечного результата, ни первоначального состояния под олифой. Письмо тоненькое, подъелизаветинское, румянец нежно-розовый на белой коже сияет )

6.


А эта снята вообще практически на весу, планшетом. Никогда прежде такой сложной композиции не видела – и качество письма отменное. Реставрировали её до меня, хорошо и чисто; я только сняла свежие поверхностные загрязнения, поразглядывала в процессе под лупой, как лак порвал живопись. Особенно жаль свёрнутую мантию.

7.


А это предположительно прижизненное изображение, из вот этого храма.

8.


Теперь он выглядит посерьёзнее. Качество живописи обсуждать не стоит, думаю, историческая составляющая куда внушительнее
.
9.

Date: 2013-04-29 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] gannota-i.livejournal.com
Ух тыы, как интересно все это!
Правда, правда этот пузырчатый слой на втором изображении удалось победить?

Date: 2013-04-29 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Моя работа лучче всех!!
Хотя и требует многочасового сидения, и ювелирных луп, и стоматологицких инструментов, и бряцающих-сияющих ножей )

На снимках не видно почти ни-че-го; полномасштабной фотофиксацией заниматься мне некогда, и условия не совсем те - т.ч. это такой простотчёт по поводу ) И да, со вспученной олифой можно иметь дело, и привести икону в порядок можно; это занимает больше времени и требует совсем уж мелкой акробатики, но можно.

Есть у меня любимая анекдотическая история - таки у всех реставраторов есть, и они повторяются время от времени: человек приносит икону в работу и оставляет её на некоторое время; возвращается забирать и _отказывается_. Не узнаёт. Требует вернуть свою )

Date: 2013-04-29 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] gannota-i.livejournal.com
Конечно! Прекрасная работа - спасать искусство) Главное - спасать, а с фотофиксацией уж как получается, ящетаю.

Бедные люди) Ведь не вернуть им уже)

Date: 2013-04-30 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
В нынешней катастрофической ситуации - ну чесслово, лучше я сделаю, успею сделать ну хоть что-то, пока люди не отправились к умельцам. Умельцы всё растут в числе :\
(deleted comment)

Date: 2013-04-30 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Оххх. К счастью, я не знаю всей канцелярской почты. Писать любят и у нас :\
Но ваши истории, конешно, караритныэ.
Пиэс: как вы сейчас? без продыху, должно быть?

Edited Date: 2013-04-30 11:03 am (UTC)
(deleted comment)

Date: 2013-04-30 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Ооооо какие новости.
Показывать будете чего? )) Можно потом, после Пасхи. Италианские иконы особенно интересно )
Об архиерее - ну ваще новость.
(deleted comment)

Date: 2013-04-30 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Так контекст задаёт же! вы покажите в раааамке, в окружении своих интерьеров, всётакое )
(deleted comment)

Date: 2013-04-30 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Ух ты. А кто у вас по серебру работает? И как?
Надеюсь, светлая у Вас выйдет как полагается )
Я всё ещё сижу дома; сейчас вот пыталась с сыном выйти - опять устала как после пахоты :\ Но на пасхальную хочу попасть непременно. Тут на улице красиво невозможно, пахнет почками, люди ходят с пакетами саженцев. Аркадия *__*
(deleted comment)

Date: 2013-04-30 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Серебро на серебро? Или латунь облагораживаете? Смерть как интересно.
Ушла пока.
(deleted comment)

Date: 2013-05-01 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Как это зачем. Чтоб новее было, сильнее блестело и толще казалось )
Не шучу, к сожалению.
(deleted comment)

Date: 2013-05-01 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Ну да, толсто - значит красиво.

Date: 2013-04-29 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
У Тебя очень интересная работа!

Date: 2013-04-30 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Вот вправду ) Сижу сейчас, млеееею: дописываю собственного Митрофана, рисую ему сзади петровский Воронеж, а на краю стола ожидают свежезаклеееные иконы, и неразмытые, и треснувшие *__*
Люблю.

Date: 2013-05-01 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Спасибо, ловлю )

Моя работа лучче всех!!

Date: 2013-04-30 04:14 am (UTC)
From: [identity profile] lameta.livejournal.com
Полностью согласна! Это просто потрясающе! И очень впечатляет!

Date: 2013-04-30 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Руку, коллега )

Date: 2013-04-30 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] prostoierei.livejournal.com
"Не узнаёт. Требует вернуть свою )"

Как это знакомо! Правда, так, чтобы вот совсем требовали вернуть, еще пока не было, но время на привыкание нужно почти всем. И для этого в том числе нужна фотофиксация.

Date: 2013-04-30 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Ага. Люди как правило хорошие, но очень у них лица ошарашенные; теряюсь каждый раз )
Что до фотофиксации - по-хорошему она _крайне_ необходима для процесса; тока у меня условия не академические ( Никто меня не проверит и не проверяет, сама себе народный и проф. контроль; и снимки реееедко приходится демонстрировать, они всё больше имеют рекламный эффект )

Date: 2013-04-30 05:31 am (UTC)
ext_6977: (Craw and Schu (Ya Rly/O Rly))
From: [identity profile] viridian5.livejournal.com
I liked the tiny portrait the man in image #2 is wearing.

Date: 2013-04-30 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
It's our local saint, St. Mitrofan of Voronezh ; he holds the icon - Hodegetria of Smolensk. It is really tiny, about 3-3.5 sentimetres high. My favorite part of restauration work is to remove old darkened varnish and to see the bright colors ^__^

Date: 2013-05-01 02:25 am (UTC)
ext_6977: (Dawn)
From: [identity profile] viridian5.livejournal.com
My favorite part of restauration work is to remove old darkened varnish and to see the bright colors

That would be mine too.

Date: 2013-04-30 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] cazadoraa.livejournal.com
Как интересно посмотреть на "живого" Митрофания (всё-таки ты его заполучила!). Я здесь, когда его образ где-то вижу, всегда радуюсь как родному :)

Date: 2013-04-30 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Да, да, о. настоятель сам попросил поберечь его ) Икона теперь снова в Адмиралтейском - мнится мне, в алтаре.

Пишу счас сама свт Мтрофана, а в пару ему потом - свт. Тихона надо будет; батёк, заказавший их пару, хочет _портретных_. сильно портретных изображений, и очень я его за это уважаю ) Он как раз в Мск частенько бывает, говорит - как ни гляну га своих, всё одне софринские облаченья и надпись только поясняет, кто это есть :\

Date: 2013-04-30 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] cazadoraa.livejournal.com
К счастью, свт. Митрофаний по больщей части узнаваем всё-таки (или мне так попадалось?). А вот свт. Тихона действительно не так легко признать.

Это хорошо, что икона сейчас в Адмиралтейском, где ей быть, как не там?

Date: 2013-04-30 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Тебе _везло_.
Часто, очень часто пишут такой, знаешь, усреднённо-русскай облик - круглоэ лицо с бородёнкою лопатой, все дела. Ещё и _обосновывают_, (цензура).

:))

Date: 2013-04-30 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] cazadoraa.livejournal.com
Помнишь, как в книге про Незнайку художник Тюбик рисовал портреты красавиц по шаблону? Так и здесь: усреднённый образ "русского святого" плюс положенные атрибуты - и образ готов.
Никто ещё не додумался продавать наборы "сделай сам любого святого"? С шаблонами, набором красок и схемой изгототовления.

Date: 2013-04-30 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
ВОТ ИМЕННО.
И знаешь - несмешно вот, ты буквально в воду смотришь: всё так и обстоит.
Не знаю куда бежать и как плакать уже: это производство на уровне оч масштабном уже (

Date: 2013-04-30 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] cazadoraa.livejournal.com
Это процесс повсеместный и, в общем-то, закономерный. Это во всех сферах присутствует: есть искусство, а есть ширпотреб. Разные слои одного явления. Кто-то готовит еду, а кто-то питается бомж-пакетами. Хе, я тоже ими питалась совсем недавно - когда болела. Ничего, жива осталась :) С сушёными водорослями и кунжутным маслом даже вкусно.

Я вот пытаюсь вспомнить, а в годы нашего детства где можно было иконы купить? У бабушки было две, старые, чёрные, в окладах - Казанская и Николай-Чудотворец. Смутно помню на рынке бабулек с раскрашенными фотографиями икон. В храмах продавались?

Date: 2013-05-01 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Ситуация не просто про ширпотреб; я в _ужасе_ от того, как нивелируется представление о профессионализме. Достаточно иметь набор плюс кисточку - и вперёд к иконамЪ-звёздамЪ.
(вырезано цензурой).

В нашем детстве иконы продавали артели. Так и называлось - "артельные иконы"; в подпольных, чаще деревенских мастерских устраивали маленькую фотолабораторию, сбоку цепляли столяра и пару женьсчин для накручивания цветочков из жатой бумаги и вырезальщиц по алюминиевой фольге. Всё.
В храмах - да, такое продавалось, но тоже из-под полы; это считалось подсудной пропагандой.

Date: 2013-04-30 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ursusanglicanus.livejournal.com
Not the sort of icons we find in the textbooks here - but valuable pointers to the social-religious history of the time.

Date: 2013-05-01 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] maitai1again.livejournal.com
Такое в самом деле довольно редко попадает в каталоги и тем более в альбомные, представительские сборники. Это средний срез икон, имеющих хождение в небогатой, нецентральной провинции: редко хорошие масляные академки, куда чаще - чудом сохранившиеся "семейные" иконы средних живописных качеств и непредсказуемого сюжетного набора.

May 2022

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425 262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 14th, 2025 03:51 am
Powered by Dreamwidth Studios