maitai_1_again: (Nihongo)
[personal profile] maitai_1_again
«Амакуса Сиро Токисада» \ 天草四郎時貞 снял Осима Нагиса-сэнсэй, хорошо запомнившееся пугалище восьмидесятых, Рождество м-ра Лоуренса и прочие империи; снял давно, в 1962-м году, и получилось больше тоновое постановочное кино шестидесятых, нежели гремучая пугалка.
И очень хорошо.
Фильм не _исторический_ от слова «вообще»; это даже не _повествование_: поступательного сюжета там нет. Начинаем внезапно, смотрим череду _страстей_ и геройства под соусом семнадцатого дико- японского века, заканчиваем рывком: всё стало плохо.
Информации о принесённом в страну христианстве, о личности самого Амакуса, о восстании в Симабара извлечь из фильма нельзя; тут у нас набор красиво, очень красиво снятых эпизодов, и я затрудняюсь с определением проектной аудитории. Видимо, нужно ретроспективно глядеть в шестидесятые, в новую волну )

Амакуса – круглощёкий уверенный красавец, чья харизма остаётся, кажется, за кадром:



С какурэ-христианами нас знакомят, да - и это чрезвычайно живо напоминает знакомство Алисы и пудинга. У них всегда сумерки и плохая погода – которые помогают сделать выразительные сцены:





Присутствие европейской \ христианской \ чуждой культуры подчёркивается в совершенно театральном ключе: один из членов христианской общины – художник, владеющий техникой масляной живописи, хороший портретист. После перенесённых пыток отрекшийся от веры и вынужденный писать своего сюзерена; ой как нехорошо смотрит этот сюзерен:





Фильм доверху набит театральщиной – такой символической, вызывающей в памяти. Много всяких колышащихся теней, блеска оружия на фоне лохмотьев, горящих во тьме глаз. Спецэффекты образца шестидесятых представлены дивно: какурэ собираются на штурм замка, дымовая завеса – чёрная и белая – заволакивают экран быстро и страшно. Ни одной _адской мельницы_ для жуткой атмосферы не понадобилось.



Вот они под стенами замка; меня поразил крест, привязанный ко лбу.



Вот сама сцена с замком, шекспировского масштаба – самая эффектная, кажется. Ничего подобного по силе воздействия в цветном новом кино я не видела, думаю.



Японские христиане проявили в этом эпизоде потрясающую волю; впрочем, слово «японские» здесь не главное. У Акутагавы, кажется, есть рассказ о Симабаре (но мой любимый по прежнему – «Нанкинский Христос»), а у Осимы-сэнсэя дух эпизода совсем уж мрачный.
Но снято запредельно хорошо. Песок, тени крестов, кусочек сосны как символа вечной жизни.



А заканчивается всё резко, внезапно: вот какурэ собрались с конями на осаду, красиво движутся колонной между гор – и титры сообщают, что всё кончилось очень плохо, конец.
Где-то тут спрятано азиатское понятие «хэппи-энд», надо поискать.

Те места – вполне туристические сейчас, да и христиане там многочисленны. Видимо, их многочисленность и особенная история дают им специфическое даже на среднеяпонском уровне чувство юмора:


(Это в Сакицу \ 崎津天主堂).

И чтоб дважды не вставать, конечно: следы падре Хавьера равны отпечаткам вечности )


(это отсюда )

Ей же Богу, наши воскресношкольные выгородки на этом прелестном фоне у-дру-чают.


Отсюда.

И ещё один славный носастый портретик: думаю, обложка сделана с искренней любовью )

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

May 2022

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425 262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2025 06:59 am
Powered by Dreamwidth Studios