maitai_1_again: (chiaki_platini)
[personal profile] maitai_1_again
Давно-давно-давнооооо собиралась говорить много об анатомии для иконописцев. В том, что нужда есть, и притом крайняя – думаю, сомневаться не приходится. В первом методическом пособии, которое впс готовила несколько лет назад, вот что выведено было как цель:

«…соединить ранее полученные навыки студентов в области академического рисунка и общей анатомии со специфическими требованиями иконописного рисунка; научить применять полученные навыки при анализе икон во избежание накопительного копирования.
Предполагается, что полностью освоивший курс воспитанник будет способен трезво и полноценно воспроизводить лучшие образцы иконописи, а также сможет работать над созданием новых.
Практическая часть курса рассчитана на избавление от автоматических привычек «зрения художника» и на поиски графического баланса между прямой анатомической грамотностью и непременными условиями иконописного рисунка. По этой причине в практическую часть курса включена работа с натурщиками в нестандартных условиях».

Для кого это: в той или иной степени - для любого, принимающегося изучать иконопись. Хорошо и быстро можно всё объяснить уже рисующим; однако целевая группа всё-таки – совсем, мм, начинающие. Поэтому о многом приходилось рассказывать и показывать изматывающе подробно. мясорубочно


6028670_original.jpg



План в общем вот какой:

Общее понятие о пластической анатомии. Специфика иконописного рисунка – и вот тут оппа! Застревают все боящиеся. Аксиому «иконописцу необходимо уметь рисовать» отчего-то приходится доказывать.
В чём специфика: в преднамеренной стилизации, думаю. Всё.


003axtpy.jpg



Когда предмет вела впс, мы много-много смотрели. Можно сказать – весь первый год смотрели гораздо больше, чем рисовали. Смотрели всякую классику – и общеизвестную, и известную-тем-кому-больше-всех-надо; смотрели новонаписанные иконы; смотрели всякую экзотику на грани и за гранью – азиатские, африканские, индейские _опыты. Смотрели неудачное – отрицательный опыт действовал довольно зрелищно.


mirigo_blog.jpg

Далее – самое-самое базовое: о человеческом скелете как конструктивной основа рисунка. О том что «палка-палка-огуречик» - вполне рабочая схема. Тут смотрим изображенья обнажённого тела – Распятие, Страшный суд, сорок севастийских мучеников – что попривычнее для пугливых начинающих-то..

Далее: понятие о центре тяжести (с каждой группой оказывается – это открытие! А разве в неземном мире гравитация нужна? Человеческое-слишком-человеческое!! (_цитирую_, между прочим. Христиан, между прочим). И проч., проч., проч. )

Далее - понятие о пропорциях. Быстренько вспоминаем грекоримскую борьбу и рррэнессанс классические системы – ура, можно помянуть общечеловеческий гений Леонардо и стильного Дюрера ) Затем и тут же – о
мужских, женских, детских пропорциях. Отдельно - и непременно – об ассиметрии.


Вот тут возникает горячая тема национальных стилистик (ух как все любят ругать греков старых и греков новых). Хорошо бы проговорить особенности пропорциональной гармонии в традиционной для нас иконописи, т. н. условно-русском _каноне_. тут же – о специфике т.н. «северных писем». О маньеризме вообще, о вырожденчестве, о тупиках и самодовольной самодостаточности.
Это очень нелегко.

Далее – о статике и динамике на иконе. Тема огромная и ужасно интересная. У неё есть два ответвления – движение вглубь и из глубины иконного изображения (вообще и шире это примыкает в теме устройства и организации пространства иконы) и мимика.
О головах на этой стадии говорим общо и довольно кратко; я б даже сказала – провокативно. Чтоб в голове взорвалось что-нибудь кипично-железобетонное. А потом, позже рассматриваем личное по частям, с оттяжкой застревая на деталях человеческой головы.

И да, в этой темке про динамику непременно смотрим ракурсы со спины и трёхчетвертные. А ещё – когда попривыкнут к роскошным, многообразным непререкаемым древним образцам - доходит очередь до поздних, даже барочных икон, щекастеньких елизаветинских, например.

Далее - понятие о суставах. Человеческое тело как система многофункциональных блоков. Достаём любимого деревянного человечка Буратино на шарнирах и рисуем.

Далее - темы помельче, уточняющие. Анализируем корпус, грудную клетку, позвоночник. У меня есть несколько десятков иллюстраций из старых европейских анатомических пособий. Это очень вносит в занятия веселья и радости, прямо вносит.

На этой стадии удаётся порисовать: лучше всего - скелет с натуры. Только без многочисленных изящных костей с тушёооооовкою! Без мучительно множественных полутеней и раздваивающихся косточек. Не надо всего этого. Схему надо. С палками и огурцами.
И на эту минималистскую конструктивную основу потом наворачиваются драпировки.
Тут возможно ещё одно развлечение: врисовывание костей в уже существующую иконописную прорись.


Далее – разбираемся с костями тазобедреного пояса, с пластикой ноги и таза.

По той же схеме – со скелетом плечевого пояса и руки. Сюда здорово присоединяется темка крылатых персонажей.

Далее - общее понятие о группах мышц; ограничиваемся, понятное дело, пластически важными и выразительными.

Мышцы туловища. Совместная работа мышц туловища, его пластика и построение.

Мышцы тазобедренного пояса и ноги.

Мышцы плечевого пояса и руки. Мышцы и пластика кисти.

Вот тут наступает большой «уфф». Чуть погодя - разбор и построение человеческой фигуры на основе скелета и обобщённых мышечных массивов.


Далее – самое интересное: череп. Общие принципы архитектуры, кости черепа. Мышцы головы. Мимические и жевательные мышцы.

Детали лика. Глаз, нос, рот, уши. Традиционное недоумение начинающих – а куда смотрят глаза. А что такое конвергенция. А вот есть такие иконы – куда ни отойдёшь, он всё на тебя глядит, хочу так уметь.


Далее - ракурсные рисунки головы. И шея. Ещё одно общее недоумение – шея+борода+плечевой пояс. Или – шея, частично закрытая мафорием, что её зрительно утоньшает + голова + плечевой пояс.

Человеческая анатомия складывалась в комплекс и умением рисовать животных.

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

July 2016

S M T W T F S
      12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 21st, 2017 10:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios