maitai_1_again: (chiaki_platini)
[personal profile] maitai_1_again
Отчётное: а вот какая реставрационная работа бывает чаще всего. Вот к такому примерно готовлю студентов – слава Богу, работать с серьёзными вещами им страшно, и ни к чему это. За несколько часов в неделю глубокие профессиональные навыки не приобретёшь.
Это я ещё в стотысячкитайский раз говорю: профессии и иконописца и реставратора – РАЗНЫЕ. Разные.
На днях приходила милая пара пенсионеров и просила поконсультировать, что же им делать дальше; показывала бумажку: красивым почерком переписаны рекомендации из инторнетика по отмыванию икон.
Спасти иконы удалось, удалось и внушить им страх перед сделанным.
Не делайте ничего с иконами. НИЧЕГО не делайте. Вы не лезете со сверлом в больной зуб, не ковыряетесь в глазу, не отпиливаете сломанный сустав.
И к иконе не лезьте. Пожалуйста. Даже к такой, невысокого качества письма.

IMG_7333.JPG


Вот это – типический пример ярмарочного товара: тонюсенькая сосновая доска без распоров и рёбер жёсткости. Чуть более сотни лет, сохранность при таком качестве исполнения соответствующая: толстый слой гипсового левкаса местами вспучен и оторван от основы, длинные гвозди насквозь пробили основ и заполнили дыры окислами, основы выгнута бочкообразно.

2.
065.JPG

Крашеньем служил тонкий вычеканенный алюминиемый окладик – милый, по-деревенски славно украшенный кружавчатвыми фестонами. Его приклеили силикатным клеем прямо к живописи , вот видны следы неудалённой алюминиевой плёнки. Живопись выполнена лихо, на раз-два, чистенько и несложно совсем; да покрыта слоем шеллака сверху.
В шеллачном лаке хорошо то, что он спиртовой: не проникает вглубь красочного слоя – и, стало быть, сильно навредить живописи не может. Схватывается быстро – не нацепляет на себя много пыли. Беда тем не менее вот какая: при старении шеллак краснеет\рыжеет\желтеет необратимо. Вот эта красноватая область от фигур и головы вверх-направо – деградировавший шеллачное покрытие и есть.
Здесь ещё видна профзаклейка: это способ спасти отделившуюся от основы живопись, посадить её на место и выровнять рельеф. Полупрозрачную микалентную бумагу затем удаляют.
Как пишут в комедиях: не пытайтесь повторить это дома! )

3.
071.JPG


Итого работа: обеззаразить гвоздевые раны, выровнять рельеф поверхности, укрепить красочный слой, частично снять постаревшую защитную плёнку, затонировать утраты живописи.

4.
006.JPG


Окладик сохранили: обработали спецсоставами, прорывы выправили сколь можно, сняли нежно-зелёные окислы.

5.
033 (2).JPG



+++++
Ещё одна – в противовес очень хорошая академочка, девяностые годы позапрошлого века. Траты типические: янтарный лак, положенный толстым слоем, чуть сгрибился и потемнел; живопись потёрта – чистка оклада, чё :\ Оклад серебряный, тонкий, хорошей, но несложной работы, с невысоким рельефом.

6.
IMG_7609.JPG


Первым делом вынимаем икону из киота и снимаем оклад. Тут случилось делать несколько очень похожих работ одновременно: обратите внимание на бледно-жёлтый ореол вокруг голов на правом окладе. Это следы позолоты, не уничтоженные безжалостной тряпочкой с абразивом :\ В этом месте прикреплён снятый на время работ венчик, только это и спасло золото. Всё остальное снесено напрочь.

7.
4FDfWLRNfGM.jpg


Сама икона, подокладница: с непрописанным фоном, без детализации одежд – только одни лики и ручки. Видны сероватые поверхностные загрязнения и плотный, сильно кракелюренный лаковый слой.

8.
044.JPG


Головки поближе: на личном кракелюр лежит мелкой плотной сеточкой, на красном сурике одежд лак порван глубже и реже. Причина вполне очевидная: качество и сложность нижележащей живописи.

9.
IMG_7614.JPG


Начало работ по снятию и утоньшению защитной потемневшей плёнки: личное открывается фантастически качественное, светлое и чистое.

10.
046.JPG


Вот что сделалось видно в итоге: много мелких потёртостей и выбоин, однако основной массив личного спасён. Гвоздевые ранения обеззаражены, заполнены мастикой.

11.
048.JPG


Основная часть тонировок уже сделана: закрыты все зияющие лакуны, осталось детализировать некоторые микроскопические участки. Плюс обнаружились неравномерно утоньшённые фрагменты защитного слоя, их теперь наждачным карандашиком нужно добирать.

12.
075.JPG


Финализированной фотографии нет, сохранилась снятая айфончиком: живописный слой хорошо просушен и закрыт защитным слоем; киот посажен на место гвоздями примерно того же возраста, что и сама работа, в те же отверстия с пластичной мастикой.

13.
IMG_7855.JPG


++++++++++++++++
Вот эта икона поинтереснее, нечасто такое в руки попадает. Кипарисовая, афонская, отличного качества основа и живопись, покровные слои тоже ничего себе, выдержали механическую мм, тёрку и дурные условия хранения.
Что тут произошло: нормальное возникновение поверхностных загрязнений, частичный разрыв паволоки по швам, частичное же отделение жёсткого левкаса от основы. Живопись несколько пострадала от механического истирания, а характер сколов определить не могу никак: вот эти белые линзообразные пятна будто от ударов заострённым инструментом типа стамески.

14.
IMG_7835.JPG



Вот тут на центральном фрагменте чуть лучше видно, как пострадал живописный слой: длинные жёстко приподнятые складки левкаса, неравномерно вытертый слой грязи, частично впитавшейся в живопись; потёртое золото нимбов, сколы.

15.
IMG_7844.JPG



Часть тыльной стороны: вот это – обычный, типичный пример НЕработы шпонок. Швы _отличного, хорошо просушенного, замечательно обработанного кипарисового полотна всё равно возникают, два типа креплений (фигурная поперечная шпонка и ласточкин хвост) не удержали распора.

16.
IMG_7839.JPG


Результат на лицевой стороне: прорванная насквозь паволока с левкасом и живописным слоем.
Оставили пострадавшее место в таком положении, заполнили мягкой джутовой массой, не стали стягивать доски: кривизна сейчас винтообразная, нехорошо ориентированная. Вот зажимную раму бы – но это попозже, возможно; владельцы изволящу.

17.
IMG_7842.JPG


Фрагмент в процессе, загрязнения сняты, лаковая плёнка утоньшена, лакуны заполнены мастикой в уровень авторской живописи.
18.
037.JPG


Работы весьма длительные и многообразные, на нынешнем уровне всё сделанное и собранное закрепили фиксативом:

19.
022.JPG


Мечтаю потихоньку о качественной фотофиксации, о комнатке с оснащением и белыми зонтиками с серебром ) Пока снимаю на ходу, как успевается: вот почти всё, без нижнего регистра с текстами. Снято в стадии «минус один», без финальных тонировок и водоотталкивающего защитного слоя.

20.
024.JPG
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

July 2016

S M T W T F S
      12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2017 03:23 am
Powered by Dreamwidth Studios