maitai_1_again: (me_choshu_flag)
[personal profile] maitai_1_again
Очередная запись о технологии иконописи, сегодня нужно бы поговорить о защитных покрытиях.
Оставлена на потом ещё одна большущая тема – о композиции иконы, об архитектуре и прочем сложном стаффаже, обтекающем фигуры. Она начата и приостановлена, п.ч. распадается на несколько подтем. Надеюсь дописать по возвращении, хотя бы первую часть.
Стало быть, финальная защитная плёнка с т. зр. реставратора и хранителя-ризничного.
Ещё и ещё и ещё раз: НЕ НАДО думать и верить невеждам , будто нынешний российский продукт с ярлычками «Олифа» и то, что ещё в позапрошлом веке называлось _олифой_ - идентичные вещества. Это не так. Ещё раз: это не так. Олифами у нас традиционно назывались (вплоть до наступления времён пятилеток) смесовые составы (полимеризованное масло + лак) или чистые лаки, т.е. полимеризованное масло с добавлением отверждающих смол. Что это означает на практике: т.н. _олифы_ при небольшом нагревании (сорок-сорок три градуса по Цельсию) наносили на поверхность живописи и быстро распределяли равномерным слоем, избегая запыления и сворачивания. При лёгком нагревании _олифы_ приобретали повышенную текучесть и способность заполнять собой все микровпадины красочного рельефа, выравнивая его. Защитный слой выходил ровным и равномерным.
Ускорители высыхания (известные как сиккативы) хорошими, уважающими себя мастерами НЕ использовались. Причина технологически очевидна: сиккатив-катализатор ускоряет процессы «жизни» защитной плёнки, и делает это на протяжении всей «жизни» плёнки. То, что поначалу выглядит как быстрое вставание с последующим высыханием, уже на следующей стадии превращается в чистое старение. На практике это означает уменьшение прозрачности, уменьшение эластичности, увеличение впитывающей способности. Защитная плёнка окрашивается со временем продуктами собственного старения\окисления и становится жёлтой – рыжей – коричневой – чёрной - непрозрачной. (Кому интересен \ позарез нужен химизм процессов – прошу читать отличную, нимало не устаревшую книжку академика Киплика. Не сомневайтесь, это прекрасный человек знал, о чём говорит. Он был профессором ленинградской Академии искусств и остался в блокадном Ленинграде, спасая своих коллег от голодной смерти казеином, который выделял из темперы, оставшейся на складе Академии. Царство ему небесное ).


 photo 4180437043E04310440043004360435043D043804350027_zps4e0816c1.jpg



Второй устойчивый миф гласит, будто пропитывание насквозь красочного слоя масляной защитной плёнкой - это хорошо и прямо необходимо.
Муахаха, извините. Особенно трагикомично это утверждение слышать от тех, кто покрывает олифой свеженаписанную икону. Дорогие коллеги, как вы наверняка помните из предыдущих бесед – каждому слою яичной темперы (а желтковой – особенно, втройне!) необходимо полностью просохнуть. В зависимости от толщины слоёв, их количества и техсостава красок это время колеблется от нескольких недель до нескольких месяцев. Средневековая русская норма – закончить поздней осенью сто штук икон иконостас, отправить в задние неотапливаемые комнаты на всю зиму и вынести во двор для олифления ранней весной.
Вот так вот.
Непросохшие красочные слои содержат ВОДУ. Воду, понимаете? Которая в сумме с масляной средой олиф\лаков даёт подвижную суспензию. Догадайтесь, что происходит в таких красочных слоях ну хоть за первый сезон хранения иконы в храме \ дома на стене.
Да, какая-то часть свеженаписанных с нарушением технологии и свежеиспорченных икон попадает на стол ко мне и моим коллегам. Это _не та_ работа, которая нас радует. Это очень печально – наблюдать и пытаться вылечить умирающую вещь, к которой совсем недавно отнеслись с высокомерным небрежением.

Операционная )
2.
 photo IMG_5165_zpspw9k3wvj.jpg


Далее: чем лак отличается от олифы: да наличием этих самых смол. Что смолы дают: повышенная пролонгированная прозрачность, водоотталкивающая способность, увеличенная пластичность всей плёнки – по _всей_ толщине.
Вот вам иллюстрация про прозрачность: со временем защитная плёнка темнеет, приобретает тёплые красноватые оттенки. Красочные пятна под такой плёнкой изменяют свой вид соответственно, становятся темнее \ теплее/глуше. Вот здесь по стыку двух досок лопнул вслед за основой левкасный слой, и порвалась живопись; кусочки её отвалились и исчезли. Поновитель взялся восполнить утраченное: видите тонкую полоску вставки темнее прочей живописи? Он дописывал, попадая в цвет и тон красок под постаревшей лаковой плёнкой, а последующее позднее по времени раскрытие обнажило живопись as is.

3.
 photo 0_3808c_df5e8ab5_XL_zpsmgqh3jin.jpg

О водоотталкивающем эффекте надо подробнее рассказывать? Не все ещё видели в храмах иконы, чья поверхность пошла пузырями после первого же сезона мытья полов горячей водой?

О пластичности: олифная плёнка в отличие от _олифной_ и\или лаковой имеет низкий коэффициент поверхностного натяжения. На практике это означает, что высохшая \ высыхающая защитная плёнка стремится уменьшить свою площадь. Процесс хорошо известен, называется сгрибливанием. Неравномерно положенная олифа (а она ВСЕГДА ложится неравномерно, это её неотъемлемое техническое свойство, масла непластичны, и уж в особенности льняное) образует многочисленные мелкие очаги стягивания. Со временем на поверхности иконы образуется сетка из узелков и возвышений, тёмноокрашенная и трудновыравниваемая.

4.
 photo _zpsd949tunl.jpg


Чем ниже качество масел, тем скорее возникает этот эффект. А он возникает всегда, не сомневайтесь.
Вот пример мелкодисперсной сгрибившейся олифы. Слой лежит на дешёвой, глуховатой красной охре плюс сиена натуральная плюс нестойкие свинцовые белила. Происходят одновременно несколько процессов: здешний алебастровый грунт потрескался (потому что гигроскопичен и вообще положен неравноплотно), кроющая способность красок изменилась, олифа сгрибилась и порвала частично красочный слой, попутно обнажив его.

5.
 photo 024_zpsz1tv3hbl.jpg

Вот тот же фрагмент после операций укрепления грунта, выравнивания и удаления повреждённой защитной плёнки. Надо заметить, что работы со сгрибленной олифой – в числе самых трудоёмких и соответственно дорогостоящих.

6.
 photo 143_zpsn3uvsv5e.jpg

Неумелые руки неспециалиста способны без усилий и непоправимо уничтожить нижележащую живопись в процессе безграмотного утоньшения \ удаления сгрибленной олифы. Самодеятельные, самоуверенные претенденты на чинку берут абразивы и ничтоже сумняшеся трут поверхность, уничтожая бугорки и заодно лёгкие лессировки.
В стотыщмиллионный китайский раз: НЕ НАДО доверять неспециалистам. Не надо экономить на качестве. Скупой платит дважды, да. Реставрация – отдельный вид деятельности, требующий специальных знаний и навыков. Никакой иконописец _по умолчанию_ не может ими владеть.

7.
 photo 0052-13a_zpsb914193a.jpg

Далее, о нестойкости олифной плёнки к агрессивной атмосфере: структура ея – дырчатая-пузырчатая; олифа представляет собой мелкую губчатую плёнку, испещрённую микрократерами. Все виды поверхностных загрязнений (сажа, бытовая пыль, продукты выхлопов двигателей внутреннего сгорания, мушиные «засиды», етц) легко проникают в эти углубления микрорельефа, остаются там и часто вступают в реакцию с веществом олифы. Иногда – бурную, чаще – с далёооокими последствиями химической любви.

8.
 photo fXFuUC4_zps37ssllxk.gif


Со временем (часто – вкупе с усилиями тщащихся оптимизировать процесс) олифная плёнка истончается, грязь проникает глубже – и остаётся на поверхности живописи. Вот это – фрагмент «Огненного вознесения» недорогих старообрядческих кровей, лошадки были писаны свинцовыми белилами. Белила исчезли, очерки лошадок остались видимыми благодаря грязевым наслоениям, спекшимся с исчезнувшей краской.

9.
 photo  _zpslodkphla.jpg


Далее, ещё о химической нестойкости и (почти) отсутствующем антисептическом барьере у олифных плёнок: вследствие своей крупнопористости и вкусности для ряда микроорганизмов олифы служат прямо приманкой, магазинами «Мирвкуса». Эти прожорливые крошечные существа весело налетают на открывающиеся ниши со свежей едой (масло, горррячее масло!!) и уничтожают всё.
Вот – пример активной и очень печальной работы микроорганизмов в защитном слое: повреждённая плёнка проедена насквозь, до грунта. Близлежащие участки вследствие начавшихся процессов разнообразной органической активности теряют связь с основой, отшелушиваются и навсегда отделяются от иконы.

10.
 photo 4180437043E04310440043004360435043D043804350002_zpsc72e0c18.jpg


Нет, традиционные сиккативы не создают химзащиту. Да, для этого требуются специальные составы. Нет, никакие домашние эксперименты и поиски советов в инторнетиках проблем не решат. Проблема, ээ, уже решена – на крупных химобъединениях с узкоспециализированными лабораториями. Вновь призываю не быть луддитами.

11.
 photo 4180437043E04310440043004360435043D043804350054_zpsaa0ad9ff.jpg


И ещё один, последний на сегодня миф – о том, будто горячая олифа лечит все проблемы грунтового и основного слоя. Будто достаточно пропитать горячей олифой (или для разнообразия - горячим желатином бгг ) разошедшиеся доски основы или края трещины в левкасе – и всё изделается как новенькое.
Ну вот смотрите: вот так выглядят последствия попытки прописать жирным маслом\олифой продольные трещины. Масло действительно прекрааасно впитывается в сухие левкасы. И никуда потом не девается. Нарушая сцепляемость и отдельных частиц левкаса между собой, и общую его адгезию.
А самый очевидный и неуничтожимый дефект - тёмные зажиренные полосы на поверхности.

12.
 photo _zpsfeogqwje.jpg


Итого: средневековые традиционные технологии были хороши\допустимы для своего времени. Оно кончилось. Кончилось оно. Воздух понюхайте, микроклимат любого храма оцените, на себя посмотрите. Требования к сохранности икон и стенных росписей _повысились_, п.ч. среда сделалась заметно агрессивнее. Незнание происходящего и нежелание интересоваться технологией иконы – не оправдание вашим неудачам. Желаю всем заказчикам иконописных работ заключать договоры с исполнителями, где оговорены сроки и условия отличной сохранности.
А себе и коллегам-реставраторам желаю исключительно, гм, консервативных работ со свеженаписанными иконами )

Пиэс: часть использованных снимков принадлежит не мне. Если авторы станут возражать –немедленно сниму.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

July 2016

S M T W T F S
      12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2017 03:22 am
Powered by Dreamwidth Studios